Ресурсный театр — взгляд непрофессионала
Светлана Корочкова — участница одного из театров-тренингов «Суть человека-творца. Ключи к сотворению себя и жизни» и просто замечательная женщина.
Откликнувшись на мою просьбу к участникам написать, что такое по их мнению Ресурсный Театр и что он дает, Света написала замечательную статью. Эта статья — ее точка зрения, ракурс взгляда.
Когда мы рассматриваем некое событие, явление, нечто существующее в мире, очень важно и полезно менять точку зрения. Множество точек и ракурсов дает наибольший объем восприятия. И — приближает нас к реальности, к восприятию того, что реально существует.
Статью Светланы я публикую без ремарок и комментариев. Полностью сохраняя индивидуальный авторский — Светин — взгляд на ресурсные театры.
Кстати, пока писала, поняла, что именно это как раз один из важных (а может быть — и важнейших!) моментов, которые дает ресурсный театр — рассмотреть события своей жизни, себя с множества разнообразных ракурсов — точек зрения. Так что — даже одна эта возможность, один этот факт — расстановка фигур и возможность рассмотреть ситуацию в объеме и в динамике — уже дает расширение объема восприятия, расширения вИдения ситуации. Даже за счет одного этого — возможности рассмотреть себя и ситуацию одновременно с нескольких точек (кочек зрения) — уже гарантирован сдвиг в ситуации (или в решении проблемы). Именно поэтому большинство участников театров отмечают, что после участия в театре (да и в самом процессе театра) стопроцентно гарантированы инсайты (вспышки озарения, понимания)…
Впрочем, мое мнение о том, как и почему работает Ресурсный Театр и что это такое — я еще напишу. Тема еще зреет.
А в этой статье — взгляд Светланы Корочковой.
Передаю слово ей.
Ресурсный театр – взгляд непрофессионала
Что такое ресурсный театр? Объяснить это человеку со стороны, который в этом не участвовал, довольно проблематично, но все же попробую.
Не психодрама, не расстановки, не магический театр
Для начала некая вводная для тех людей, которые имеют представления о психотерапии и психологическом консультировании.
Ресурсный театр в чем-то похож на психодраму, расстановки, магический театр. Сложно сравнивать технологии, когда знаешь изнутри только одну, а именно ресурсный театр. Но судя по информации, имеющейся в интернете, определенные выводы сделать все же можно.
Что общее
Есть некое сходство в самом принципе организации процесса. Есть группа, есть проблемная ситуация конкретного человека, которая прорабатывается в группе, есть роли или фигуры (в данном случае название непринципиально), которые накладываются на участников группы по взаимному согласию с главным героем и ведущим. Общей, наверное, можно считать и цель этих мероприятий – возвращение человеку, его психике, сознанию, душе, телу целостности, гармонии с собой и миром, обретение себя нового.
В чем я вижу разницу
Это не групповая терапия в классическом ее понимании. Суть ресурсного театра не в том, чтобы участники увидели свою ситуацию со стороны, представленную другими людьми. Участники не приобретают новый межличностный опыт, как это бывает при групповой терапии. Ресурсный театр не обучает новым способам взаимодействия со своими состояниями, чувствами, потребностями, желаниями, фантазиями. Здесь нет архетипов, мифологических персонажей, работы со стихиями и магических ритуалов.
Ресурсный театр – это встреча
Встреча человека с самим собой, с тем, что его мучает, с теми установками, которые в его голову вложил кто-то другой, но это было усвоено как истина, встреча с теми обязательствами, которые человек вольно или невольно на себя и на свою жизнь наложил. Это проживание ситуации изнутри, и неважно, что это за ситуация – вчерашняя ссора с любимым или тысячелетний долг перед всем Родом.
И что самое важное, в ходе этой встречи человек очищается от груза прошлого, от всего чуждого и наносного. Он прощает и получает прощение. И это прощение и очищение дает свободу и силу. Проблема становится ресурсом, источником силы и вдохновения, желания и веры, веры в себя, в свои возможности, возможности этого мира.
Единение с собой и миром поистине открывает человеку все его внутренние ресурсы и все ресурсы мироздания. Дальше надо только научиться ими пользоваться, научиться сохранять это новое знание о себе и мире, принять и поверить в него. Важно всегда помнить, что доступ ко всем ресурсам, внешним и внутренним, уже открыт и разрешение ими пользоваться получено.
Как это происходит
Расскажу о своих ощущениях. Мой театр был первый, но поскольку я до этого вообще ни с чем подобным не встречалась, то по началу был полный ступор от того, что делают другие и как я должна на это реагировать. Но постепенно все стало понятно. В театре важно именно реагировать, реагировать на то, что происходит с тобой, говорить, что ты чувствуешь в отношении фигуры своей и остальных, что тебе хочется сделать, что тебе мешает, в чем причина твоих неприятностей….
Вообщем, реагируйте, раскрывайте ситуацию, развивайте ее, ищите первопричину.
Сложно понять, как это происходит, но когда ты принимаешь на себя определенную роль, ты начинаешь чувствовать и вести себя соответственно этой роли. Когда я не могла понять, что со мной происходит, я назначила собой другую девушку. То, что она рассказывала о своих ощущениях, о восприятии ситуации, полностью совпадало с тем, что чувствовала я, она действительно на тот момент стала мною.
Во время театров я тоже была в разных ролях. Роли были разные, и мужские, и женские, и абстрактные (например, образ будущего). В корне не согласна с тем, что написано в теории психодрамы, что вхождение в роль – это как бы погружение в фантазию об этом. Это вчувствование, позволение чужому сознанию стать на время твоим. И какой бы сложный вопрос не отражала роль, это всегда послание главному герою. Послание о том, что мешает, что ждет впереди, и всегда о том, что все проблемы разрешимы, потому что в конечном итоге, все мы рождены для счастья.
Светлана Корочкова, сентябрь 2012