Сон как ключ к подсознанию
Продолжу тему работы со спонтанным рисунком. Это отличная технология, дающая ключ к подсознанию человека, помогающая трансформировать подсознательные негативные аспекты его психики в созидающие. Спонтанный рисунок позволяет выйти к осознанию своих мотивов и причин проблем и измениться естественно и легко.
К тому же – эта работа приятна сама по себе. Многие люди с детства не брали в руки краски и кисти. А именно в детстве, как известно, закладываются базовые жизненные ценности, и происходят события, влияющие на всю последующую жизнь человека. Рисование очень хорошо раскрывает творческое начало в человеке, и высвечивает места, где это творческое начало искажено, закрыто или проявляется неестественно.
В описанной дальше консультации у нас с клиенткой очень органично сплелись два аспекта — сны и рисунки…
Немного о толковании сновидений
Точнее — о вреде толкований. Я имею ввиду сонники и любые другие попытки создать стандарты для расшифровки снов. Да впрочем — и попытки толковать чужие сновидения — тоже. Любой человек от природы своей — индивидуален. А психика его — сложнейшая паутина взаимосвязей, образов, эмоций, мыслей, чувств и многого другого. Сонники же — продукт обобщения, стандартизации. И заменить работу со сном попыткой расшифровать его с помощью сонника — это все равно, что заменить скажем поход на балет в Мариинский театр чтением пары строк объявления о балете в афише. Да и то — ближе к контексту может получиться!
Дело в том, что адекватно понять тот или иной образ сновидения можно, только — лишь, поместив его в личностный контекст, личностные смыслы сновидца. Если мне приснился телевизор и вам приснился телевизор вовсе не значит, что нам приснился один и тот же телевизор. И тем более не значит, что мы думаем об одном и том же и живем одинаково. Больше того, играют большую роль текущие обстоятельства жизни, сам контекст сна.
Например, если я спрошу вас, что приходит вам в голову, когда вы думаете о столе, возможно вы вспомните вчерашний день и день рождения своего друга, блюда на столе, компанию за столом. А когда я завтра спрошу вас о столе, окажется, что это ваш рабочий стол, на котором осталась важная и недоделанная вовремя работа. Мой стол, возможно, это маленький круглый столик на колесиках, за которым я сейчас пишу этот текст.
В плане сновидений, подобные ассоциации к элементам его элементам помогают вывести на смысловой контекст сна. И уже на основе этих свободных ассоциаций самим сновидцем раскрывается смысловая нагрузка сна.
Проще говоря, я не расшифровываю ваш сон. Я только помогаю вам прийти к пониманию того, о чем хотело сказать вам ваше подсознание. И именно такой подход дает возможность при минимальном вмешательстве во внутреннее пространство и психику человека дать максимальный результат как в плане осознания своих внутренних ресурсов, так и в плане изменения текущих жизненных ситуаций и сюжетов.
Рисунок сновидца
Эта консультация была нашей с Леной второй совместной работой. Суть в том, что после первой консультации у нее было два интересных и озадачивающих сна, после которых появились вопросы и желание понять, что хотело сказать ей ее подсознание.
Для меня эта работа с Леной тоже получилась особенной – ведь несмотря на то, что она человек совершенно не знакомый ни с психологией, ни эзотерикой, нам удалось пройти через очень глубокие бессознательные пласты. И сам процесс работы отличался большим разнообразием состояний и информации… Получилось нечто новое…
По сути получилась компиляция сразу нескольких технологий и описать ее довольно сложно, многое шло на ощущениях, на интуиции, но — попробую.
В предварительном разговоре я выяснила, что сама Лена формулирует задачу нашей работы как «запрос на изменения мироощущения». То есть — изменения ощущений от жизни, приобретения вкуса жизни, увеличение количества радости и удовольствия. Примерно так. Потом поговорили о снах. Интуитивно я почувствовала, что все взаимосвязано и мы можем через работу со снами, получить желаемый результат.
Выдала краски и кисти и попросила нарисовать на картине ощущения от одного из снов.
Мне картина сразу показалась довольно милой, но у Лены было ощущение колючести… Немного прошлись по цветовым пятнам рисунка, обозначив ощущение от некоторых деталей. Пятно в центре ассоциировалась с внутренним непокоем, торчащим во все стороны. Лена узнала это состояние. Зеленое пятнышко было вообще «непонятно чем» и пряталось в углу… Еще одно пятно – тревога… Еще одно – надежда… И все остальное в рисунке вызывало примерно аналогичные ассоциации. Голубого цвета человечек с мечом, защищающий фиолетовое сердце первоначально ассоциировался с собой… И защищал он от чего-то желтого и красного… Желтый ассоциировался с радостью, но красный поверх явно напрягал и первоначально воспринимался как страх перемен…
Ключики к подсознанию
Немного поработав с ассоциациями, мы вышли на примерный смысловой контекст сна. И перешли к телесной работе с образами. Суть такой работы заключается в том, что клиент поочередно становится частями и деталями нарисованной картины. Буквально это звучит так: «Теперь я вот это фиолетовое пятно». Парадокс заключается в том, что практически любой человек начинает чувствовать нечто другое, чем в обыденном своем восприятии. И практически любой человек может выйти на очень интересную внутреннюю, подсознательную информацию. Разумеется, поначалу это возможно сделать только с опытным ведущим. И единственное условие для такой работы — это собственная готовность человека заглянуть в себя.
Мы разложили основные фигуры и пятна с картины на полу, в точности в том расположении, как они были нарисованы, и началось…
Очень интересно было наблюдать, как по мере перехода от пятна к пятну у Лены меняются ощущения, как буквально «разархивируется информация».
В картине было порядка десятка цветовых пятен разного формата и фасона. Плюс – за пределами поля мы выделили отдельное место для самой Лены как наблюдателя и художника-творца.
Лейтмотив начального этапа работы – радость не нужна. Потому что тогда не будет и горя. Не нужно ничего особенного. Надо, чтобы было средненько и как у всех… Это звучало сразу с нескольких цветовых пятен… Казалось, что ситуация почти неразрешима – все пятна, которые вначале привлекали внимание говорили по сути о нежелании чего-либо менять… Но ведь я понимаю, что если человек пришел на консультацию, значит менять он готов. Нужно только найти то в нем, что привело его к желанию меняться. Найти ресурс и желание изменить ситуацию по сути становилось основной задачей.
С самого начала работы мое внимание привлекало желто-красное пятно, в котором, как озвучила Лена при первоначальной диагностике была радость и напряжение. Когда же мы стали работать физически переходя от пятна к пятну, эта часть рисунка вообще стала пугать Лену и она была несогласна даже приблизиться к ней, не то что взять роль и озвучить что-либо…
Информация вскрывалась медленно и слоями…
Разноцветная информация
Зеленый оказался Лениной жизнью. Жизнь сказала: «Всегда хотелось ярких красок, всегда хотелось счастливой жизни, но для себя очень-очень мало получалось… и все «враскоряку», все в разные стороны, все время кто-то дергал и получалась разбросанность и очень мало радости… и еще все время что-то на меня давило. Привычное состояние с детства быть как в вате, в ватной прослойке. Поэтому изначальная яркость стерлась…»
Еще одно пятнышко представилось как «семейная жизнь» и призналось, что оно весьма горькое и сильно тянет в прошлое…
Еще через какое-то время мы работали погружаясь в поле рисунка, и в итоге, он разделился на две части. Одна часть: сердце, человечек его защищающий, земная основа, радость и напряжение. Эту часть рисунка Лене вообще захотелось оторвать, спрятать, не видеть, не воспринимать… Мне к тому моменту уже стало ясно, что эта часть рисунка имеет отношение к чувственному восприятию жизни. Но — важно было, чтобы Лена сама дошла до этого понимания. С другой частью рисунка процесс шел веселее. Другая часть рисунка превратилась в море… И это была уже маленькая победа – ведь вместе с образом моря появилось чувство покоя… Правда, мне еще не все нравилось в ее смысловых ассоциациях с этим чувством: желаний нет, страхов нет, тепло, светло и никаких проблем…
Моя вольная ассоциация на эту тему: «планета Шелезяка. Воды нет. Полезных ископаемых нет. Населена роботами…»
В общем, как промежуточная победа это вполне годилось, и сделав перерыв, мы продолжили работу… И не зря…
Ресурс для позитивных изменений найден!
Внезапно в одной из фигур, которая звучала как защита (она была наверху рисунка и выглядело как вроде бы безобидное облачко) обнаружился внутренний стержень… который при более близком рассмотрении оказался не вертикальным, а горизонтальным… То бишь – не стержень, а планка. Планка, выше которой смотреть нельзя… По сути — органичение.
Когда мы разоблачили подвох, и убрали ограничение, притворявшееся внутренним стержнем, скорость процесса возросла на порядок.
Основной ресурс для позитивных изменений оказался скромным синим пятнышком, прятавшимся в углу рисунка. Оно, действительно поначалу выглядело так, как будто пыталось сбежать с картины… Причем, множество раз, когда я предлагала посмотреть что это, Лена говорила, что туда нет необходимости заходить… Ничего интересного… Однако, знаем мы эти уловки подсознания…
Голос интуиции
Убедив Лену все же рассмотреть синее пятнышко, я оказалась права. Синий признался что он… Ленина интуиция, которая очень давно ждала, что на нее обратят внимание!!! Причем, подсознательная готовность Лены к открытию интуиции оказалась очень высокой. Канал интуиции разблокировался почти сразу – и дело пошло!
Став на синее пятнышко, Лена даже внешне изменилась. Как будто засветилась изнутри. Но то, что происходило потом, удивило даже меня. Через Лену в роли интуиции пошел поток информации. Раскрывалась ее способность получать информацию изнутри, от своего подсознания. Причем, все это сразу же складывалось в слова. Речь лилась рекой и была не просто осмысленной, а очень насыщенной, качественной и полезной не только Лене, но и мне.
Интуиция сказала, что ее настоящий цвет – серебристый или белый или цвет света. Поэтому не всегда заметно. Плюс к тому – Лена редко слышит голос интуиции, хотя последнее время начала понемногу им пользоваться. Интуиция говорила о внутреннем ресурсе знаний, о внешнем ресурсе. О необходимости получать эти знания. Причем – сначала внешние знания и потом переход на внутреннее знание. По сути любая информация о мире, любые знания есть в любой точке пространства. Научиться получать именно те знания, которые нужны, научиться ими пользоваться – задача ближайшего Лениного будущего. Но главное – чтобы Лена начала больше прислушиваться к интуиции, потому что способность слышать и чувствовать у нее есть. Кстати и между прочим интуиция дала вполне ясные и понятные комментарии по поводу Лениных снов.
По ходу этого процесса в поле происходили очень ощутимые изменения, и стало очевидно, что запустился необходимый процесс внутренней трансформации.
А логика против!
И тут проявился интересный внутренний конфликт. Рациональное и иррациональное. Рядом с фигурой интуиции мы обнаружили логику. По сути — рациональную, рассудочную часть. И она оказалась главным руководителем всего этого марлезонского балета. Логика ни в какую не хотела ни уступать пальму первенства интуиции, ни делиться с ней руководящими полномочиями в жизни Лены. А ведь фигура логики, по сути, была даже не логикой, а выводами из предыдущего жизненного опыта.
Нелирическое отступление: Как часто я вижу, что люди путают голос логики и негативный жизненный опыт! Для чего мы запоминаем негативные события прошлого? Чтобы не повторять ошибок – говорит разум. Однако интуиция, реальное вИдение ситуации возможны только при непосредственном взаимодействии с ситуацией, с конкретными людьми. А опыт обычно вместо реальности подкидывает нам картинку из прошлого… Или вообще – из чужого опыта… И – дальше человек автоматически включается в эту игру и ведет свою жизнь по кругу, по старому сценарию. Включаются защитные механизмы и опс! – на ровном месте накрыло страхом или агрессией… А потом недоумение — откуда у меня столько негатива! Впрочем — вернусь к описанию работы.
Наконец-то работу включилось то, что изначально напрягало Лену больше всего… Напомню, что это было желто-красное пятно. Желтый был радостью, красный напрягал, но в эту фигуру Лена до последнего момента категорически отказывалась входить…
Но вот – решилась… И – снова опс – чудесная трансформация. Лена буквально засветилась радостью… Встав в фигуру она оказалась на поляне с бабочками… Изначально напрягающие красные пятна сами превратились в бабочек! А желтое поле оказалось природным ресурсом Лены (мы открыли его еще на прошлой консультации). Природный ресурс с радостью стал договариваться с логикой и интуицией о дальнейшем перераспределении полномочий… Это было весело! И процесс очень быстро и активно пошел в гору… По ходу процесс перетягивания каната между логикой и интуицией плавно перетек хоть в небольшое, но все же взаимодействие и они договорились о постепенном объединительном процессе. Все остальные фигуры в поле – уже без нашего специального участия тоже за это время трансформировались и гармонизировались…
В финале выйдя в фигуру наблюдателя-автора, Лена сказала, что чувствует себя очень хорошо и спокойно-гармонично, а картина которую она нарисовала стала целостной, теплой и приятной…
По итогам мы договорились, что она пойдет «обживать» новое состояние внутреннего спокойствия и гармонии…
А я радуюсь тому, что по сути проявился новый ракурс технологии (ну или новый ракурс работы со спонтанным рисунком)и заодно от того, что Лене удалось проделать такой большой шаг на своем пути к гармонии…