↓ Меню ↓

ЧТО ТАКОЕ РЕСУРСНЫЙ ТЕАТР

Автор статьи — Виктория Малкина.

В своих постах и статьях мы часто упоминаем «ресурсный театр». Недавно меня спросили, а что это такое. И я поняла, что мы как-то мало рассказываем, что же это, и зачем он вообще нужен.

Какие образы вам приходят, когда вы слышите слово «театр»? Какие у вас рождаются ассоциации?

Вы увидели тёмный зал, освещённую софитами сцену, чуть колышущийся бархатный занавес, который словно приоткрывает некую тайну. Вот сейчас мы увидим декорации и актеров…

Началось!

Действие, наполненное смыслами, неожиданными поворотами и эмоциями. Действие, которое цепляет. Мы, зрители, сопереживаем и смеёмся до слёз, или осуждаем и обвиняем, плачем и сочувствуем героям. А порой, неосознанно примеряем на себя их роли и проживаем историю вместе с ними.

И конечно финал. Выход на поклон, когда все герои, независимо от того, как они относились к друг другу в спектакле, берутся за руки и выходят на сцену.

Думаю, что у вас получилась какая-то похожая картинка.

А бывало в вашей жизни, что вас зацепило какое-то событие? Вы не можете его отпустить, и всё время прокручиваете в голове? Ругаетесь, или что-то доказываете, плачете, страдаете, или радуетесь, каким-то образом взаимодействуете с участниками?

Что ж, в вашем внутреннем пространстве начался спектакль. Появились роли. В ресурсном театре мы называем их «фигурами».

Надо сказать, что спектакль может прокручиваться не только на уровне головы. Порой, мы забываем событие и «закрываем занавес», то есть весь спектакль переходит на уровень подсознания. Но действие все равно продолжается, даже если мы этого не видим.

Правда непонятно, почему в жизни что-то не получается. Например, не складываются отношения, или никак не вылезти из долгов, или опять разваливается вроде успешная фирма, в которую пришел работать, или…

Таких «или» может быть очень много в разных сферах жизни.

А на самом деле просто в вашем внутреннем пространстве идет спектакль, где проигрываются запреты и установки, способы взаимодействия, которые вам совсем не помогают. Спектакль, где живут не прожитые чувства, где перекручиваются потоки энергии и начинают работать во вред.

Я бы даже сказала, что это репетиции.

Бесконечные репетиции, потому что у этого действа нет финала, оно может продолжаться всю жизнь! До тех пор пока бархатный занавес не откроется, и актёры не выйдут на сцену, чтобы отыграть свои роли и измениться, чтобы, в конце концов, искренне взяться за руки.

Ресурсный театр помогает открыть занавес и вывести на сцену то, что скрывается за семью печатями.

Прожить чувства и снять запреты, отпустить то, что мешает, восстановить своё природное и раскрыть новые способности, развернуть энергию. Принять и простить, высказать, если нужно (можно даже нецензурно))).

И конечно довести спектакль до финала. Нет, мы не выходим на поклон, но в идеале в конце театра все фигуры развернулись в ресурсы и действие заканчивается обнимашками.

Обычно в конце театра состояние очень кайфовое, я бы даже сказала «вкусное».

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ…

Театр начинается с вешалки, как сказал Станиславский.

А вот Ресурсный театр начинается с запроса. Нет, конечно, шубы и куртки повисят в сторонке, хотя иногда, и они становятся подручным реквизитом.))

Всё начинается с того, что человек, которому мы делаем театр, рассказывает свою ситуацию, то, что происходит сейчас, и то куда хочется прийти, что хочется поменять. И пока человек рассказывает, буквально «встаёт» его поле на уровне энергии. Это можно сравнить с появлением сцены и приоткрывающимся занавесом.

Он говорит, а мы слушаем. Слушаем не только слова, но и то, что стоит за словами. Слушаем не только ушами, но и всем своим существом. Ведь для нас открывается внутреннее пространство.

И в этом пространстве всегда есть моменты заряженные эмоционально, энергетически. Вот эти моменты мы и ловим.

Таким образом, появляются роли, или фигуры. Бывает, мы задаем еще какие-то вопросы, чтобы лучше проявить фигуру.

Фигурами, могут быть и реальные люди – участники ситуации, родные, предки, а могут быть какие-то части самого человека.

Часто говорят про внутреннего ребенка, но мало кто задумывается, что во внутреннем пространстве находятся, наверно, еще сотни фигур. В одном из театров, например, проявилась фигура внутреннего гопника. Довольно весёлый театр получился с этим персонажем!))

Фигурами мы также берём и нужные способности и ресурсы, потоки энергии, чувства и т.д. В принципе фигурой может быть всё, что проявляется в поле, «просится на сцену» то, чему нужно дать внимание.

Кто же играет?
Обычные люди. Они совсем не актёры. И вы тоже можете себя попробовать в какой-то роли.

Задача у тех, кто в фигурах очень простая. Нужно просто перевести внимание из головы (мы ведь чаще всего живём головой) в тело. Слушать свои ощущения, озвучивать и проявлять то, что идёт. Двигаться так, как хочется, делать то, что хочется.

В театрах у нас только одно правило – мы не причиняем друг другу вреда! Ну и пространство конечно не портим, мебель не ломаем)))

Иногда фигуры бывают очень активными и не могут стоять на месте. Иногда, наоборот ложатся и не могут двинуться. Бывают фигуры весёлые, позитивные, юморные. Наши детские, не выросшие части: «Хочу, чтобы меня взяли на ручки и покачали!», «Дай, дай сокоядку!» (Наверное, когда-то не дали). А бывают злобные и воинствующие – «Хочу взорвать весь этот мир!» или «Дать в лоб вооон той фигуре!» ( В жизни ведь нельзя!))
Бывают…

Всё всегда по-разному.

Ну и что? – спросите вы. Ну увидел я весь этот театр, или может быть даже цирк, и что? Как это работает?

Все эти странные роли, в которые и смотреть то не хочется! Зачем вообще выводить их на сцену?

Дело в том, что в процессе театра негативные фигуры меняются.

Ведь в социуме у нас принято быть успешным, быть идеальным, мыслить позитивно, быть сильным, справляться с трудностями и т.д.

И мы берем шашку наголо и боремся с негативом в себе.

Или закрываем глаза и стараемся не смотреть в свою боль, в свою злость, или ненависть, например. Останавливаем негативные мысли, останавливая поток энергии. Буквально «выкидываем» свои части, которые нам не нравятся, которые не принимаются нашими родными, или обществом.

И получается, что мы не разруливаем, а фиксируем ситуацию, запихиваем подальше в закулисье, закрываем красивым занавесом и даже забываем об этом. Типа не было этого, и нет.

Только в жизни что-то не клеится, да периодически вы замечаете, что встречаете до боли знакомые грабли.))

А все потому, что за пыльными кулисами, в темноте, совсем невидимые актёры готовятся к выходу на сцену, проигрывая свои роли. К сожалению, эта пьеса построена на решениях, выводах, запретах и механизмах, которые не помогают вам в жизни.

Не буду вдаваться в тонкости работы нашей психики, и рассказывать, как именно это происходит в жизни. Хотя можно сказать, что периодически актёры надевают шапки-невидимки и выходят в жизнь, проигрывая свои роли в новых ситуациях и с новыми людьми.

Вы уже поняли, что важно поднять занавес и посмотреть спектакль?

Да-да, ресурсный театр помогает вывести героев на сцену и высветить то, что есть!

Всегда проявляется взаимодействие, и постепенно становятся видны подсознательные механизмы и структуры психики. Проявляются, проживаются и отпускаются чувства, которые запрещено проявлять, а может быть даже чувствовать.

Вы смотрите спектакль и участвуете в процессе, и постепенно приходит осознание и понимание полной картины. Вы даете внимание и налаживаете контакт со своими фигурами. И потихоньку происходит принятие.

Ну смотрите, какой трогательный ребенок лет трёх, которого поставили в угол! Дуется на весь мир, и потихоньку отковыривает от стенки кусочек обоев. Интересно, какие решения и выводы рождаются в его голове?
Ведь ребёнок давно вырос, а вот решения до сих пор работают в жизни.

А вот эта странная личность, которая осуждает всё и вся…
Аж холодом окатывает, когда она на тебя смотрит. Кажется она похожа на мою учительницу в начальных классах. Точно! Даже походка похожа.
Хорошо, что в роли указки у нее всего лишь ручка.

Иногда с фигурами бывает не так то просто.

«Не подходи, убью! Да ты…тра-та-та-та и ещё пи-пи-пи…» — я вынуждена запикать эту семиэтажную конструкцию.)) Ведь это запрещено таким образом проявлять агрессию.

И всё же, когда мы смотрим с принятием и любовью, не пытаемся ничего исправить, даем возможность проявиться чувствам и высказать то, что наболело, то, что гложет изнутри, вот тогда фигуры и начинают меняться.

Думаю, что вы удивитесь, когда я скажу, что за каждой нашей негативной фигурой скрывается какой-то ресурс. Это может быть поток энергии, который был перевернут, или остановлен. Или какая-то ваша способность. Агрессия, например, обычно разворачивается жизненной силой. А это значит, что хочется жить на полную, действовать, что-то создавать. Это очень мощный поток энергии.

Подытожу то, что мы делаем в ресурсных театрах.

В процессе мы проживаем и отпускаем чувства, убираем установки, представления, собственные решения и выводы, которые нам мешают. Разбираем механизмы психики, которые проявляются и отпускаем их. Находим ресурсные способы взаимодействия, раскрываем способности, взращиваем свои не выросшие части и т.д.
А по сути, восстанавливаем целостность.

Наверно вы уже догадались, что мы назвали театр ресурсным потому, что в итоге все фигуры становятся ресурсами. И в финале, как я уже говорила, все соединяются. А ресурсы мы буквально передаём автору этого спектакля через руки.

Снимаем с себя все роли, и…

Итак, мы все развернули в ресурсы и собрали в целостность. Передали человеку ресурсы и сняли роли. Что называется, закрыли занавес.

А что же дальше? Что происходит после театра? Что меняется в жизни?

В первую очередь меняется внутреннее состояние. Представьте, если внутри вас кто-то все время ругался, скандалил или страдал, а вы тщательно сдерживали и закрывали эту энергию. Тратили на это свои силы. И вдруг, в вашем внутреннем пространстве восстановился мир и спокойствие. Появилась энергия, чтобы жить, чтобы действовать, чтобы радоваться.

Я очень люблю момент окончания театра. Обычно у человека сразу меняются глаза. Он как будто начинает светиться изнутри. Порой я даже жалею, что не сделала фото до театра и после, потому что изменения, как говориться, на лицо.

Человек смотрит на мир, на свою ситуацию совсем другими глазами. Не через призму своих представлений, установок и негативных чувств. Смотрит с принятием. А это, безусловно, влияет на реальную жизнь. И в жизни ситуация, как правило, тоже начинает меняться.

Ну хорошо, это все для того, кто, как говориться, музыку заказывал. То есть для того, кому делали театр. А что же получают те, кто работал в фигурах, кто отважно отыгрывал и пропускал, отпускал негативные чувства?

О! Актёры тоже получают бонусы и вкусняшки!))

Дело в том, что просто так мы в фигуру не попадаем. Это всегда происходит по резонансу.То есть, если я не позволяю себе агрессию, то наверняка попаду в агрессивную фигуру, которая будет активно проявлять поток.

Совсем недавно в одном из театров я попала в интересную фигуру.

Пришел образ простой женщины из фильма «Любовь и голуби», что-то типа «Людк, а Людк, глянь че делается!»
Героиня, в роль которой я попала, была простодушной, все проблемы предлагала решить с помощью рюмашки и соленого огурца. Ей ничего не стоило выдать крепкое словцо. А фигуре напротив она сказала, что это «вшивая интеллигенция», и вообще непонятно что она тут париться.

Если честно, я получила удовольствие, отыгрывая эту роль, просто пропуская тот поток, который шел. Удовольствие получили и все остальные, участники. Мы много смеялись в этом процессе, потому что сдержать то, что шло, я не могла. А такой меня видели впервые. Даже пожалели, что не засняли это на видео. Ведь в жизни я не такая, не разрешаю себе так проявляться.

Но если я попала в эту роль, значит, в моём закулисье тоже есть такая героиня. То есть я играла не только для запросивца, но и для себя.

Интересно чем развернулась эта фигура?

В конце она соединилась с «интеллигентной» фигурой и вместе они превратились в свободу проявления. Ведь моя фигура это была сама непосредственность, вычурная непосредственность. А «интеллигентная» фигура тщательно одевала маски и «делала хорошую мину при плохой игре». Не гармонично ни то, ни другое. Но, когда они соединились, тут и получился баланс.

А разворачивая фигуру, я развернула ресурс и у себя.

В этом и есть большая ценность театра для всех участников. Это возможность отработать что-то своё, пропустить и взять ресурс. И порой, собственные трансформации при работе в фигурах в чужом театре бывают не меньше, чем у того, для кого делали театр.

А вы хотели бы попробовать себя в роли актёра? Или даже сделать театр по собственному запросу?

Если есть такое желание, то поучаствовать можно на наших вечерних занятиях по вторникам, или по воскресеньям, когда мы устраиваем День театров.

За подробностями, пишите в личные сообщения Виктории, или Юнии

 

Написать комментарий